Большая охота

Все для охотников и про охотников

  • Яндекс.Метрика

Филигранная насечка часть 1

В государственной Оружейной палате Московского Кремля хранятся уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Это изделия мастеров XVI-XIX веков, на которых преобладает насечка. Вот огнестрельное оружие. По вороненому полю ствола золотая нить заплетается в гирлянду из листочков и цветов, а в них вплетено какое-то фантастическое животное, старославянская вязь. Трудно поверить, что это все выполнено руками, соткано из тончайшей золотой нити чуть толще волоска и так аккуратно прикреплено к поверхности, что даже такая тонкая нить смотрится на изделии изящным рельефом.

Какое нужно было терпение, умение, чувство металла и инструмента, чтобы тончайшую проволочку мягкого золота не раздавить стальным инструментом при высекании его в металл, не испортить почти готовую вещь результат огромного кропотливого труда. Такая насечка по металлу малораспространенный и почти забытый метод художественной обработки. Владеют секретом насечки в настоящее время единицы.

Чтобы восстановить и развить этот вид художественной насечки, я предлагаю более производительный и легко осваиваемый метод филигранную насечку (защищено авторским свидетельством 1050917), которая хорошо смотрится на зеркально полированной, засиненной поверхности изделия из стали.

На чистую, отполированную поверхность изделия из стали наносится тонкий слой клеевых белил. Твердым, остро отточенным карандашом с эскиза переносится рисунок или узор на изделие. Затем рисунок осторожно обкалывается по контуру легкими ударами граверного молотка по кернер-игле , при этом кернер должен передвигаться плавным равномерным движением руки, чтобы промежутки между наколками получались одинаковыми. Чем острее кернер-игла и мельче точки, тем изящнее будет филигранная насечка. Когда весь контур рисунка будет обколот, краска смывается, изделие просушивается.

Перед вами чистое, без следов грязи, жира и краски изделие, с нежным контурным рисунком. Постарайтесь эту чистоту сохранить до окончания всей работы, т. к. масляная грязь, заполняя мелкие лунки насечки, ухудшает сцепление золотой нити с изделием.

Теперь берете в руки острое, трехгранное, плугообразное зубильце (рис. ) с отполированными до зеркального блеска остро отточенными гранями, ставите под углом к насекаемой поверхности и легкими ударами молоточка по зубильцу наносите по рисунку на изделии мелкую, острую насечку. Насечка осуществляется в прямом и обратном направлении, т. е. каждую лунку насекают дважды. Это делается для более прочного сцепления золотой нити орнамента с поверхностью металла и для получения эффекта зернистости витой проволоки. На вид насеченная поверхность должна быть темной, зернистой, без лысин.clip_image002 Поверхность под насечку готова. Теперь готовятся детали орнамента. Из отожженной проволочки выгибается узор по контуру насеченной поверхности. Можно воспользоваться приемами, применяемыми при изготовлении элементов филиграни.

Ждем ваших отзывов и комментариев, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте!

На нашем сайте:

Написать комментарий

    Это не спам (обязательно)