Большая охота

Все для охотников и про охотников

  • Яндекс.Метрика

Скорость реакции стрелка

Реакция стрелка

Реакция стрелка

В большом деле не бывает мелочей . Эти слова из известной поговорки знакомы многим. И, именно с них мы бы хотели начать разговор о таком, на первый взгляд, не слишком значительном моменте в спортивной стрельбе, как команда стрелка при подаче мишени (подробнее о стрельбе по мишеням на круглом стенде для охоты). Разные стрелки могут подавать эту команду по-разному. Одни – протяжно, другие – отрывисто. Эти различные манеры в подаче команды в подавляющем большинстве случаев сложились стихийно: у одних – в силу слепого подражания некоторым именитым стрелкам, у других – в силу возникшей привычки.

Однако, в последнее время небольшая часть квалифицированных и наблюдательных тренеров и стрелков практическим путем пришли к выводу о существования прямой связи между продолжительностью возгласа команды и временем реакции стрелка на вылет мишени. Отсюда – попытки отдельных тренеров и стрелков урегулировать ритмику выстрела намеренным затягиванием или сокращением возгласа команды «давать». И, именно об этом, и о скорости реакции стрелка, мы бы хотели поговорить…

Содержание публикации:

Реакция стрелка

Мнение о том, что продолжительность поводки ружья, а следовательно и времени выстрела, зависит от продолжительности возгласа стрелка «подавать», возникло в результате обобщения отдельных, и часто случайных наблюдений за действиями некоторых стрелков и тренеров. Оно не может являться в силу обстоятельств обязательным, и многие охотники просто не знают об этой связи и закономерности.

В связи с этим было принято решение провести специальное экспериментальное исследование. Целью которого было установить закономерность фактов зависимости времени двигательной реакции от продолжительности возгласов испытуемых и характер этой зависимости, а также, установить, за счет какого именно периода – латентного или моторного, происходит изменение времени реакции в связи с изменением параметра времени команды подачи.
вернуться к содержанию ↑

Исследования зависимости реакции скорости стрелка

Исследование в своё время решили провести в психологической лаборатории Института физической культуры имени П. Лестграфа, на группе из 20-ти студентов, весной 1964 года. Тогда, в качестве аппаратуры использовался обыкновенный стрелочный электрорефлексометр, который регистрировал время реакции, с точностью до 0, 01 секунды. Испытуемый реагировал мгновенным снятием пальца с телеграфного ключа на вспышку красной лампы, которая включалась экспериментатором по команде испытуемого о подаче.

Исследования проводились в несколько этапов. В одном из них испытуемым подавали команду  энергично, отрывисто, а в другом – эта команда отдавалась протяжным голосом. Время каждого возгласа, записанного на магнитофонную ленту, впоследствии определялось с помощью специального прибора – осциллографа. Порядок следования серий был разным. Половина испытуемых сначала давала отрывистые команды, а затем протяжные. Другая половина испытуемых делала тоже, но в обратном порядке. Каждая серия состояла из 20-ти реакций испытуемого или в общей сложности из 400 человеко-реакций.

Результаты исследования приводятся в следующей таблице, где х – это среднее время, а сигма – среднее квадратичное отклонение.

strelok

Эти данные (они статистически достоверны) свидетельствуют о наличии прямой зависимости времени реакции от продолжительности предваряющего возгласа – после продолжительного возгласа время двигательной реакции увеличивается, после отрывистого – сокращается. Если за исходное взять время реакции после краткого возгласа, то разница во времени реакции составит 50% от исходного.

За счет чего же происходит сокращение или увеличение времени реакции? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, были проведены дополнительные исследования по тем же методикам, но с помощью установки, которая позволяла в общем времени реакции дифференцировать её латентный и моторный периоды.

Данные этого дополнительного эксперимента свидетельствовали том, что сокращение или увеличение времени реакции происходило как за счет латентного (в большей мере), так и за счет моторного (в меньшей мере) периода реакции. Причем, резкие, энергичные возгласы испытуемых влекли за собой, наряду с укорочением времени реакции, заметное усиление интенсивности последней – движения руки при снятии её с ключа становились значительно более резкими и большими по амплитуде.

В ходе опытов были также зарегистрированы любопытные факты. К примеру, 2-е студентов, явившиеся на опыт перед тем, как идти на экзамен, показали картину, совершенно обратную тому, что было установлено на других испытуемых – резкие, энергичные возгласы повлекли у них удлинение времени реакции вместо ожидаемого сокращения.

Физиологическую подоплеку установленных закономерностей в общей форме можно было бы представить следующим образом.

Как было показано работами физиологов, уровень возбудимости центральной нервной системы, на фоне которого разыгрываются нервные процессы, лежащие в основе любой реакции, определяются сигналами об интенсивности и темпе предстоящей работы. Так, в случае предупреждения о том, что предстоит работа с высоким темпом мышечных сокращений, возбудимость центральной нервной системы испытуемых нарастает более круто, чем в случае предупреждения о медленном темпе предстоящих движений.

Было установлено также, что описанные выше предрабочие (предстартовые) функциональные сдвиги могут иметь место и в случае неполной, частичной информации о характере предстоящей работы, отражая при этом вероятный характер следования раздражителей. Применительно к нашему случаю можно полагать в свете полученных данных, что после резких отрывистых возгласов испытуемых (команды «дать») также имеет место более крутое нарастание возбудимости нервных клеток, чем после протяжных возгласов. Так как свидетельствует опыт, после резких возгласов и движений наиболее вероятным представляется появление аналогичных резких и в быстром темпе следующих раздражителей. Протяжные возгласы и медленные движения воспринимаются мозгом с наибольшей вероятностью как предупреждение о соответствующем замедленном ритме последующих действий. Параметр времени команды дать может таким образом выполнять роль сигнала предстоящей ритмики действий, определять характер функциональной настройки стрелка на предстоящий выстрел.

Отмеченные факты извращенного влияния резких энергичных возгласов у студентов, находящихся в состоянии перевозбуждения в связи с предстоящим экзаменом, можно объяснить тем, что степень возбудимости корковых клеток у этих студентов, по всей видимости, превышает необходимый оптимум и достигает так называемой парадоксальной фазы. Сущность которой состоит в том, что сильные раздражители (в одном случае резкие возгласы), вызывают обычно более слабый эффект, чем раздражители умеренной силы. Эти факты могут говорить о том, что рекомендуя стрелкам-спортсменам в качестве одного из способов воздействия на уровень возбудимости и вместе с тем на продолжительность реакции производства выстрела преднамеренную дозировку продолжительности и энергичности команды «дать», необходимо учитывать исходное состояние возбудимости стрелка, особенности склада его нервной системы, манеру и ритм стрельбы и т.п…
вернуться к содержанию ↑

Результаты экспериментальных исследований

В завершение хотелось бы (выйдя за пределы проведенного экспериментального материала и его результатов) обратить внимание стрелков-спортсменов ещё на один сугубо психологический момент о регулирующем влиянии возгласа команды дать.

Дело в том, что природа эмоциональных состояний имеет кольцевой характер. С одной стороны, эмоциональное состояние выражается в жестах, мимике, интонации речи и прочем, с другой – сами выразительные движения, в частности интонация речи, служат источником обратных импульсов в кору мозга, поддерживают, а также могут даже усиливать или снижать имеющееся эмоциональное состояние. В связи с этим, большое значение имеет, с какой интонацией стрелок произносит команду «дать», слышатся ли в его голосе повелительные нотки, досада, робость или ярость, боязливое ожидание промаха (узнайте о причинах промахов)…

Из написанного выше можно сделать выводы о том, что как тренерам, так и стрелкам, стоит обратить внимание на отработку интонации команды. Стрелкам, пугающимся вылета мишени, необходимо добиваться повелительных интонаций в голосе, тем же, кто излишне возбужден, кто впадает при промахах в раздражение, следует добиваться спокойных, оптимистических ноток в голосе, соответственно настраивая свои мысли и чувства.

Сегодня мы с вами говорили о скорости реакции стрелка и о том, от чего она может зависеть, и как повлиять на неё. Надеемся, что наша публикация будет вам полезной. А, от чего, по вашему мнению, может ещё зависеть скорость реакции стрелка? Поделитесь с нами своими мыслями по этому поводу? Ждём ваших комментариев, историй.

Статья подготовлена по материалам А. Егорова, Н. Комарова, взятым из свободных источников.

Читайте также о причинах непроизвольных выстрелов.

Ждем ваших отзывов и комментариев, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте!

На нашем сайте:

Написать комментарий

    Это не спам (обязательно)